РУССКОМУ ЧИТАТЕЛЮ
В наше прагматическое время, когда почти все области жизни рассматриваются исключительно с экономической точки зрения, с той же точки зрения рассматривается и область образования и воспитания. От нее ожидается разработка незамедлительно эффективных педагогических мероприятий, не просто моментально достигающих своей цели, но и доказывающих себя эмпирически, что на современном жаргоне именуется «эвалюированием» - они, грубо говоря, должны позволять себя оценить. И все это с минимальными материальными затратами.
Против эффективности педагогических действий возразить, безусловно, нечего. Родители желают, чтобы их дети развивались исключительно по их представлениям; детский сад должен готовить детей к школе, а дети от этого должны чувствовать себя счастливыми; учителя в свою очередь ждут от учеников хорошей успеваемости, и чтобы с поведением у них тоже не было никаких проблем. Конечно, можно хорошо понять отцов, матерей, воспитателей и учителей, желающих овладеть такими методами воспитания, которые позволяли бы без проблем достигать поставленные цели. А ученые-педагоги должны гарантировать, что данные цели достигаются именно такими методами.
Если, однако, рассматривать «эффективность» подобного мышления в педагогике критически, то прежде всего возникает вопрос: действительно ли то, чего я непременно желаю добиться от ребенка, пойдет на пользу его долгосрочному психическому развитию?
Например, эмпирически вполне можно считать доказанной «эффективность» таких методов:
- когда младенцу в целях успокоения дают вволю накричаться;
- чтобы из постоянно плачущего или агрессивного ребенка сделать хорошего и послушного, рекомендуется не обращать внимания на его приступы отчаяния или агрессивности и не разговаривать с ним в эти моменты;
- родители и воспитатели узнают от ученых, что дети обладают феноменальной памятью и решают использовать это обстоятельство для интенсивного обучения ребенка, например, иностранным языкам;
- эффективен и тот метод, когда родители активно заботятся об успеваемости детей, такие дети действительно успевают лучше;
- так называемые дидактические обследования пытаются установить, какие именно методы позволяют прививать знания наиболее быстро и эффективно, и если таковые обнаруживаются, то рекомендуются они без долгих раздумий.
И так далее, и так далее.
Если же иметь в виду не быстроту успеха, а долгосрочное развитие психики, и к тому же не полениться заглянуть в сокровищницу накопленных психоаналитических знаний об устройстве и развитии человеческой души, то задаваться следовало бы совсем иными вопросами.
Например, можно ли радоваться тому, что младенец после долгого крика в конце концов засыпает и долго спит? Как психоаналитику и детскому психотерапевту мне слишком хорошо известно, что длительный сон младенца в таких случаях вовсе не означает спокойствия и душевного равновесия. Чаще всего, если ребенка никто не утешает, если в минуты и даже часы отчаяния его оставляют одного, успокоение означает полную сдачу рубежей, разочарование и разрушение изначальных любовных основ, что в будущем непременно приведет к развитию депрессивного характера.
Что касается феноменальности детской памяти, то следует предостеречь от злоупотребления ею. Ребенку в детсадовском возрасте прежде всего необходимо не изучение иностранных языков, а совсем другие мероприятия, как например, символические игры, т.н. психодрама и т.п., именно они служат здоровой переработке многочисленных душевных конфликтов. Концентрация же на дополнительных занятиях хоть и способствует развитию интеллекта, эмоционально перегружает ребенка настолько, что это может привести к нарушению его психики.
Слишком большая родительская забота об успеваемости подвергает опасности самую главную задачу семьи: дать детям чувство уверенности, надежности и защищенности, дарить им утешение и чувство, что тебя любят не за что-то (!), а просто за то, что ты есть. Надо бы по возможности пересмотреть всю нашу современную школьную систему, чтобы не делать из родителей «продление учительской руки» и не переносить школьные проблемы в семью.
Что же касается учебного материала, то следовало бы задаться вопросом, воспринимают ли его школьники как нечто полное смысла, соответствующее их потребностям и задачам, и потому приносящее известную радость? Если это не так, то даже хорошо заученное рано или поздно окажется забытым.
Кроме того, следовало бы подумать, что можно сделать, чтобы от детей и подростков не требовалось, входя в школьное здание, оставлять за порогом свои переживания и потребности.
Уже эти немногие вопросы обрисовывают в общих чертах предмет психоаналитической педагогики и то, о чем идет речь в книге Дины Видра, а именно, о таком воспитании, которое стоит на службе психического здоровья, суть кторого еще Зигмундом Фрейдом была сформулирована как способность к счастью, работе и любви. Ни в каких учебных экспериментах и ни в каких наблюдениях поведения вы не найдете ответа на животрепещущие вопросы, касающиеся мероприятий, обеспечивающих счастливое долгосрочное психическое развитие ребенка. Потому что здесь речь идет прежде всего о чувствах, внутренних позициях, восприятии, внутрипсихических стратегиях переработке объективных конфликтных ситуаций, итак о внутрипсихических процессах, которые большей частью остаются бессознательными.
Этой книгой Диане Видра удалось создать своего рода произведение искусства. Благодаря своему превосходному знанию психоанализа и психоаналитической педагогики она сумела представить взаимосвязи психических факторов так, что они становятся прекрасно понятны также и непрофессионалам. Высокий теоретический уровень этой книги позволяет использовать ее в качестве педагогического учебного пособия, и в то же время она может стать прекрасным практическим подспорьем воспитательных будней, помогающим родителям и воспитателям получить представление о том, что именно происходит во внутренних отношениях между взрослыми и детьми, о чем именно идет речь в психических посланиях детей, а также в наших посланиях детям. Итак, я желаю этой экстраординарной книге того успеха, которого она заслуживает.
Наконец и для меня лично это большая радость, видеть распространение знаний, накопленных психоаналитической педагогикой, в таком обширном языковом и культурном пространстве, каким является Россия.
Гельмут Фигдор,
Вена, май 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1. Общая проблематика развития ребенка
«Это не педагогично!» Педагогика и психоанализ
«Трудные» дети — кому с кем трудно?
Детский сад: первая разлука в жизни ребенка
Запреты, требования и обращение с детской агрессивностью
Чувства и успеваемость
Роль сказок, игр и ритуалов в психической переработке душевных конфликтов
«Педагогические духи» доктора Фигдора
«Этот ребенок! Я больше не могу!» Кто отвечает за маленького бесенка?
Как мне научиться понимать моего младенца?
«У нас будет малыш!» Обязательный пакет знаний для будущих родителей
«Я не узнаю своего ребенка!» Внимание: переходный возраст!
«Я хочу, чтобы мой ребенок вырос хорошим человеком!» Мораль и морализирование
Часть 2. Специфические семейные проблемы и развитие ребенка
Развод — он редко приходит неожиданно
Послеразводная «скорая помощь»
«Злые» матери и «безответственные» отцы. Развод и душевные проблемы родителей
Братья и сестры — любимые враги
Часть 3. Пcихологическая памятка воспитателя
Уважайте ребенка!
Приучайте детей к рукам: они нуждаются в тепле и защищенности!
Не бойтесь перехвалить ребенка!
Не бойтесь уронить свой авторитет: ребенку нужны живые, а не идеализированные родители!
Не бойтесь детской агрессивности — она нормальна!
Волшебное число «три»
Инфантильная сексуальность
Период эдипова развития
Протяни руку своему ребенку! Пять медитативных минут